Приветствую Вас, Гость

Учитель года России - 2018

Конкурсное задание "Эссе":

Я Учитель!

Как же я оказался в этой профессии? Мечтал ли я быть учителем? Думаю, что ответ «нет» не покажется странным. В родословной моей семьи не было учителей, как это часто бывает. Почему я выбрал профессию педагога, я не знал до недавних пор. А в школе я работаю уже почти 12 лет. Оказалось, что мне нравится работать с детьми, зажигать огоньки в их глазах. Интересно совершать вместе с ними каждый день новые открытия, решать задачи, писать программы, удивляться неожиданным результатам компьютерных экспериментов и непонятному поведению роботов, изобретать и конструировать новые модели роботов. Мне просто интересно приходить на работу в школу и учить детей тому, чего они еще не знают и особенно тому, что пригодится им в жизни.
Так здорово видеть, как загораются глаза учеников, приходит понимание, сопереживать их успехам, чувствовать вместе с ними удовлетворение от хорошо выполненной работы или успешного выступления на соревнованиях. Я считаю, что учитель не должен ставить себя выше ученика, а идти рядом с учеником по дороге знаний. Помогать ему найти себя для успешного продолжения своего жизненного пути.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь высказывания Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну». Думаю, поэтому учитель не должен сразу же предлагать ученику готовых решений, важно направить его на поиски своих. Ведь в современном мире, прежде всего, человек должен не просто уметь применять готовые решения, а находить свои, возможно нестандартные. На каждом уроке я стараюсь вместе с учениками совершать хоть и маленькие, но открытия. Это очень сложно, особенно когда на протяжении многих лет преподаешь свой предмет в одних и тех же параллелях. Ведь уроки могут превратиться в рутину, могут перестать приносить радость учителю и ребятам как работа, которую выполняют роботы, однообразную и скучную на взгляд человека. А учитель, переставший получать радость от своей работы, уже не сможет радоваться вместе с детьми их маленьким победам. К счастью, каждый ребенок неповторим. Только удивление, открытие и вера в его будущее спасает в нашей нелегкой работе. В моем случае еще очень кстати появился предмет «Робототехника», благодаря которому, в том числе, мне удается выстраивать уроки на совершенно новом, современном уровне. И ребятам интересно. А дифференцирование робототехники со множеством школьных предметов позволяет поддерживать живой интерес детей не только к моим предметам.
Я считаю, что каждый ученик может выбирать свой путь познания, даже решая конкретную задачу. Не стоит навязывать свое мнение учащимся, показывая только один подход к решению задачи, даже если он  наиболее оптимальный. Должны быть рассмотрены все возможные варианты, и даже неправильные. Ведь и на ошибках мы тоже учимся. Конечно же, в своей работе всегда поощряю поиск альтернативных решений, учу сравнивать преимущества и недостатки аналитических и числовых методов, предлагаю учебные задачи, не имеющие однозначного решения. И не устаю повторять ученикам, что задача в  информатике и робототехнике, как и в жизни, может иметь несколько решений, каждое из которых имеет право на существование, а выбор решения — за ними. 
Когда ученики самостоятельно ищут решение задач и учебных проблем, то имеют право самостоятельно ошибаться и находить пути исправления своих ошибок. На мой взгляд, нельзя ограждать детей от ошибок, ученик может и должен ошибаться, иначе он не научится критически относиться к полученным результатам. Следовательно, в будущем не будет способен корректировать свою деятельность: вносить изменения не только в процесс познания, но и в собственную жизнь с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, а значит, — двигаться вперед. Если же говорить о специфике моих предметов, то, рассматривая этапы решения задач, особое внимание уделяю организации поисково-исследовательской деятельности ребят по тестированию и отладке компьютерных программ. Найденная самостоятельно ошибка заставляет ученика задуматься, вернуться к ранее пройденным этапам при поиске решения. Иногда ошибки даже приводят к тому, что приходится начинать писать программу заново. И, как правило, сами ученики это предлагают, с уверенностью на то, что нужное решение найдено благодаря подробному анализу найденных ошибок.
Вместе с учениками учусь и я. Учусь сотрудничать, делать открытия в знакомом, обыденном, уважать мнение каждого, слышать и быть услышанным. Дети постоянно учат работать над собой, и я им за это благодарен. В процессе обучения стараюсь просто быть рядом, и в нужный им момент навести на верное решение. Но только навести. Самостоятельность – прежде всего! Моя цель как педагога – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, научить делать научные открытия, самостоятельно добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться.
Мои принципы и правила в работе просты:
•    Если мне на уроке скучно, каково же детям? 
•    Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза. 
•    Трачу время на то, что достойно траты.
•    Плох не ребенок, плох его поступок.
И, конечно же, есть «Всегда» и «Никогда»:
•    Всегда быть настроенным на восприятие психологического состояния ученика и вовремя  прийти ему на помощь.
•    Всегда уважать мнение ученика, создавая условия для его самореализации.
•    Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к жизни.
•    Никогда не быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей.
•    Никогда не допускать ощущения превосходства.
•    Никогда  не оставлять ученика в состоянии  беспомощности.
Итак, я каждый день спешу в школу, где меня ждут мои воспитанники. А среди них есть и такие, которые уже в 10 классе не собираются останавливаться на том, что уже знают, хотя должны были с этим материалом знакомиться в 11 классе, а бывает и только в университете. И после небольшого промежутка времени мы представляем Асиновский район на Всероссийском уровне в номинации «Футбол роботов» два года подряд. 
И снова, цитируя Конфуция: «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!» я горжусь тем, что мне удается открыть детям двери не только в сложный мир информационных технологий и роботизированных систем, но и в  будущую профессию, в жизнь. Наблюдать, как они развивают дальше те основы мыслительной деятельности и творчества, которые в них заложила школа, и я, в том числе. Это и есть главный результат моей педагогической деятельности.  Я горжусь тем, что команда моих ребят уже несколько лет подряд удерживают первые позиции в робототехнике и составляют реальную конкуренцию учреждениям других городов России. Я вместе с моими учениками радуюсь за каждое их достижение, за каждый забитый гол или пройденный круг, за каждую правильно решенную задачу.
Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее. И сейчас я счастливый учитель и человек, потому что уже оставил свой след в истории Российского образования, помогая развитию нового будущего России – развитию робототехники в Асиновском районе и Томской области, а значит и в России тоже.


 

 



Рейтинг@Mail.ru 495RU.ru Каталог сайтов Каталог сайтов Всего.RU Российский общеобразовательный портал Мой сайт в каталоге manyweb.ru Мой сайт в каталоге stronglink.ru Высшая школа делового администрирования